Удивиться – и приобщиться к прекрасному
 

В Концертном зале открылся IV Фестиваль Новой музыки. Фестиваль предлагает омичам 12 никогда ранее не звучавших в Омске произведений 21 композитора из России, Великобритании, Израиля, США и Японии.

Музыка к десяти заповедям

Автор идеи фестиваля, художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев, считает свой проект просветительским: меломаны должны не только наслаждаться шедеврами прошлого, но и быть в курсе творческих поисков наших современников. Но просвещать Дмитрий Васильев желает, увлекая слушателей. Заинтересовать и удивить – такая задача ставится перед каждым фестивалем. 
 
Чем же удивил первый концерт фестиваля-2014? 
 
Его открыл главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», заслуженный деятель искусств России Андрей Устинов, поскольку первое из исполняемых на фестивале произведений – концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – написано по заказу газеты. 
 
История сочинения необычна. Эксперты «Музыкального обозрения» отметили тенденцию: в России известны, уважаемы и приглашаемы даже и на политические трибуны музыканты-исполнители. А авторы музыки остаются в тени. И это неправильно, потому что главная фигура в музыкальной культуре – это композитор. 
 
– И в 2002 году мы назвали в газете десять российских композиторов персонами года, – рассказывает Андрей Устинов. – А к 15-летнему юбилею газеты в 2004-м решили попросить этих авторов написать одно произведение, в котором был бы отражен художественный стиль каждого. В искусстве немало примеров коллективного творчества. Например, композиторы «Могучей кучки» писали шуточные сочинения, друзья Бородина в память о нем доделали оперу «Князь Игорь». И все согласились, не выдвинув никаких условий: Андрей Эшпай, Михаил Броннер, Роман Леденев, Александр Чайковский, Александр Вустин, Рустэм Сабитов, Юрий Воронцов, Сергей Жуков, Сергей Павленко, Ефрем Подгайц. Подумали, что было бы неверно одному иллюстрировать заповедь «не убий», а другому – «не укради». Решили, что каждый в двухминутном фрагменте отразит свой взгляд на божественный кодекс и максимально выразит черты собственного стиля. И пришла идея: задать авторам звукоряд, составленный из нот, обозначенных латинскими аналогами их инициалов. Это была захватывающая работа. И на удивление, десять кульминаций не развалили форму, части концерта удачно соединились, перетекая из одной в другую. 
 
Этот эксперимент мастеров действительно довольно закрытого от публики композиторского цеха имел ошеломительный успех. Прозвучав в 2004 году на концерте в честь юбилея газеты в Зале имени Чайковского, сочинение затем в течение месяца прозвучало 22 раза в 20 городах России, его транслировал телеканал «Культура». 
 
Премьера «Десяти заповедей» в Омске была представлена очень корректно по отношению к малоискушенному слушателю. Дирижер Дмитрий Васильев проиллюстрировал вступительное слово Андрея Устинова музыкальными отрывками в несколько секунд, чтобы собственно прослушивание сочинения не превратилось в игру «Угадай мелодию». Это, конечно, увлекательно, но лучше эмоционально погружаться в музыку. Что и произошло – зал воспринял концерт на едином дыхании. 
 

Музыканты надели костюмы крыс 

А во втором отделении было выполнено обещание, помеченное в программке: «новый формат». 
 
Изюминкой IV фестиваля стала идея театрализации. Концерт для альта с оркестром Дж. Корильяно «Повелитель крыс» был превращен в зрелищный спектакль. 
 
Старинная сказка о том, как юноша с дудочкой избавил средневековый город от нашествия крыс, но неблагодарные отцы города поскупились, нарушили данное обещание, и тогда музыкант увел из вероломного города детей, легла в основу завораживающей красотой музыки. Флейтист из Москвы Андрей Рубцов, первый исполнитель главной партии, получил восторженный отзыв автора произведения. Виртуозный флейтист еще и обаятельный актер. Он выходит на сцену из зала в золотом плаще, приветствует дирижера, снимая шляпу с пером. Дальше – еще необычнее. Музыканты надевают головные уборы, превращаясь в крыс, а концертмейстер оркестра сначала в костюме предводителя крыс, а затем бургомистра. На балконе чтец Виталий Сулимов, на большом экране проецируются виды средневекового города и движение теней – тех самых крыс. В финале на сцене – 37 юных флейтистов и барабанщиков из пяти школ искусств города. 
 
Волшебная музыка, выразительный спектакль. В минувшее воскресенье его показали еще раз в рамках традиционного для Фестиваля Новой музыки детского концерта. 
 
И, кажется, этого мало. Музыкальная сказка, ясная для восприятия даже маленьких детей, могла бы впечатлить еще не одну аудиторию. Пусть не с приглашенным, а со своим артистом в партии Музыканта. Обычно жизнь симфонических программ недолга, но эта очень подходит для того, чтобы стать исключением. 
 

Впервые в России и в мире 

21 марта – фестивальный концерт, на который раскупает билеты молодежь. Повышенный интерес вызвал анонс сюиты – посвящения Джону Леннону и Полу Маккартни композитора Андрея Зеленского и приезд в Омск московского гитариста, обладателя Гран-при крупнейшего конкурса классической гитары в США Дмитрия Илларионова. Этого музыканта называют феноменальным. Он сыграет не только на темы Beatles. В программе – сюита для гитары с оркестром «Путешествие во времени» Алексея Рыбникова и концерт для гитары с оркестром Тору Такемицу «Предел мечтаний». 
 
Второй «взрослый» вечер фестиваля не весь будет посвящен гитаре. Прозвучит концерт «Хороводы» Родиона Щедрина, и состоится мировая премьера сюиты английского композитора Филиппа Спретли Cargoes. Эта мировая премьера не единственная новость, каких раньше в Омске и не было. На заключительном концерте фестиваля 28 марта будет исполнена симфония № 21 «Каддиш» Мечислава Вайнберга. Этого композитора наряду с Прокофьевым и Шостаковичем называют ярким симфонистом ХХ века, но широко его еще не открыли для публики. И удивительной точкой проекта станет первое исполнение в России концерта для альта с оркестром Viola Tango Rock Беньямина Юсупова, в котором солистка из Италии Анна Серова сыграет на альте и электроальте, а потом станцует танго с партнером Дмитрием Медоновым. 
 
Омский фестиваль завоевал авторитет в российском музыкальном пространстве. А для омичей главное то, что каждые два года он предлагает всякий раз свежую программу, обещающую много открытий и удовольствия.
 
 
Автор: Светлана Васильева
Фото: Максим Кармаев
 
Омская правда, № 12, 19.03.2014
Просим ввести дополнительные данные

Контактные данные нужны нам, чтобы оперативно связаться с Вами в случае:

  1. возникновения ошибки системы при бронировании и покупке билетов;
  2. необходимости подтверждения оплаты заказа;
  3. отмены или переноса концерта.
Яндекс.Метрика