Жан-Филипп Меркерт: «На Востоке Баха любят больше, чем на Западе»
 

У рядового слушателя орган, как музыкальный инструмент, ассоциируется с торжественностью и в то же время умиротворенностью. Кажется, что эта громада не подвластна простым смертным, а тому, кто ее «обуздал», доступны неземные материи. Но при всем своем величии орган – инструмент многоликий. На нем исполняют не только классику и духовную музыку, но и рок, и даже джаз. Он гармонично сочетается с другими музыкальными инструментами, что подтверждает афиша органного репертуара Омской филармонии. 24 сентября концертом лауреата международных конкурсов органистов Жана-Филиппа Меркерта открылся органный сезон. Последние десять лет маэстро живет и работает в Японии. Был солистом-органистом знаменитого Концертного зала «Китара» в Саппоро, впоследствии возглавил художественную часть зала «Насуногахара» в Токио. В преддверии концерта в Омске маэстро дал интервью «Домашней газете».

— Господин Меркерт, почему из всех музыкальных инструментов вы выбрали орган? Чем вас привлекает его звучание?
 
— В детстве я непрофессионально играл на пианино. Однажды в церкви услышал орган, и очень его полюбил. К тому же обожал музыку Баха. Все это повлияло на мой выбор. Орган мне нравится в большей степени потому, что я могу играть один. В отдельных случаях мне может понадобиться ассистент. Мне нравится эффект, сходный с эффектом оркестра, – то есть громкое, объемное звучание. Привлекают и сами размеры инструмента. Люблю заглядывать внутрь и рассматривать, как устроен орган. Делаю это довольно часто.
 
— Кто были вашими учителями и в чем особенности европейской системы обучения на органе?
 
— Первым моим учителем был органист собора Saint Waudru в городе Монсе, где я впервые услышал орган. Это один из самых величественных и известных соборов в Европе. В Монсе я окончил Королевскую консерваторию музыки. Затем четыре года учился в Парижской консерватории музыки и танца. Система обучения на органе строится так же как для других инструментов. Мы начинаем с ранних музыкальных произведений эпохи Ренессанса и движемся к современности. Европейскую систему характеризуют разные методы игры. Для итальянской музыки будет характерно одно расположение рук на клавиатуре, для французской и немецкой – другое.
 
— Музыканты, как правило, не расстаются со своими инструментами, чего не скажешь об органистах. Как вы решаете эту проблему? На каких инструментах играли во время обучения?
 
— Каждый органист по-своему решает эту проблему, но по большей части нужно буквально несколько минут, чтобы прорепетировать, понять, как устроен конкретный орган, сколько у него мануалов и так далее. От этого будет зависеть манера игры музыканта. Часто играя концерты, начинаешь привыкать, и на репетиции тратится все меньше времени. Во время обучения я играл в соборах Парижа, Тулузы, Леона. Но не только во Франции осваивал технику игры на органе. Занимался в крупных и известных соборах Германии, Бельгии и даже Испании.
 
— А как вам звучание омского органа?
 
— Это неоклассический орган. В Бельгии много подобных органов, но все они расположены в соборах. Органы такой модели очень редко встречаются в концертных залах. В моей жизни это один из первых подобных инструментов. Хотя в Японии, где я живу последние десять лет, органы в основном расположены в концертных залах. На таком органе, как в Омске, можно сыграть самые разные произведения – и классические, и современные.
 
— Где вам больше нравится звучание органа – в соборах или залах, и где инструмент, на ваш взгляд, более органичен?
 
— Эмоции музыканта отличаются в зависимости от того, где он играет, – в зале или соборе. Есть разница и в звучании: на концертных площадках орган звучит лучше, потому что есть пространство для звука и он не сильно долго распространяется. А в церкви прелесть органной музыки дополняет атмосфера некой таинственности.
 
— Для исполнения органной музыки нужен особый настрой?
 
— Лично я не делаю ничего особенного – просто пытаюсь как можно дольше репетировать, чтобы орган звучал как можно лучше. И стараюсь не напрягаться, а, напротив, расслабиться. Тогда орган звучит идеально.
 
— Вы играете исключительно классику или иногда не прочь поэкспериментировать со стилями?
 
— Я играю только классическую музыку. Это мой личный выбор: считаю, что в классической музыке еще не все сделал и должен развиваться. Джаз и другие стили музыки я люблю как слушатель. В следующем месяце в концертном зале, где работаю органистом, состоится джазовый концерт на органе, и я с удовольствием схожу.
 
— Как вы оказались в Японии? В чем различия в музыкальных предпочтениях европейской и азиатской публики?
 
— Моя жена из Японии. Оттуда пришло приглашение играть в концертном зале на севере страны. Я его принял, и мне очень понравилось там жить. И на Западе, и на Востоке публика любит музыку Баха. В Японии, может быть, даже больше. Но иногда хочется разнообразить свой репертуар, поэтому на концертах в России я решил, что буду исполнять французскую музыку. (На открытии сезона в Омске прозвучали произведения французских композиторов – Сезара Франка, Жана Лангле, Марселя Дюпре, Луи Вьерна. – Ред.)
 
— В России вы впервые. Какое впечатление произвела на вас русская публика?
 
— Я уже выступил в Челябинске. В Омске мой второй концерт в России. Действительно, у меня это первый опыт игры для российской публики. Могу сказать, что она очень любит музыку, что вполне естественно для страны с большой музыкальной историей. Мне удалось наладить хороший контакт с аудиторией и исполнить свою программу на высоком уровне. Всего состоится пять концертов. В дальнейшем, если будут предложения, я с удовольствием готов продолжить гастрольную деятельность в вашей стране.
 
Анонс «ДГ»
 
14 октября в Органном зале омичи услышат титулярного органиста Кафедрального собора Кельна Винфрида Бенига (Германия). В программе концерта – произведения Керля, Генделя, Баха и др. Винфрид Бениг за свою карьеру исполнил все органные произведения Баха, Регера и Мессиана и осуществил премьеры органных произведений современных композиторов. Занимает пост профессора Высшей школы музыки Кельна, руководит Летним фестивалем органной музыки в Кельнском соборе.
Автор: Мария Калинина
Домашняя Газета, 27-09-2017
Просим ввести дополнительные данные

Контактные данные нужны нам, чтобы оперативно связаться с Вами в случае:

  1. возникновения ошибки системы при бронировании и покупке билетов;
  2. необходимости подтверждения оплаты заказа;
  3. отмены или переноса концерта.
Яндекс.Метрика