«Хореограф-глыба!», «Он сочинял танцы, как поэт сочиняет стихи», — так говорили артисты Омского хора о Якове Коломейском (1924–1982). Для прославленного коллектива выдающийся балетмейстер создал великолепные танцевальные постановки, которые покорили весь мир: «Край сибирский, богатырский», «Ложки», «Чай-чаёк», «Крутись, веретёнце!». Они блистают на сцене и сегодня — в программах Государственного академического Омского русского народного хора. 27 сентября исполняется сто лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Якова Коломейского. Памяти маэстро Омский хор посвящает масштабную программу «Крутись, веретёнце» (6+), с которой выступит 28 сентября в Концертном зале филармонии. Начало программы в 19:00.
По мнению советской прессы, постановки Якова Коломейского стояли на одной ступени с творчеством мэтров народной хореографии Надежды Надеждиной, Татьяны Устиновой, Михаила Годенко, Игоря Моисеева. Работать с Омским русским народным хором Яков Абрамович начал в 1952 году, а в 1963–1981 годах — стал главным балетмейстером коллектива. Вот как об этом писала журналист Тамара Саблина в своей книге «Все краски Сибири», посвященной Омскому хору и вышедшей в свет в 1978 году: «Не окрепший ещё коллектив нуждался в постоянной помощи и поддержке, особенно его танцевальная труппа. Если для хоровой сразу нашлись свои опытные руководители и довольно быстро — исполнители, то танцевальная группа представляла собой зелёную завязь. Хореографическая культура в области в ту пору находилась на самой ранней стадии своего развития. А уж о создании высокохудожественного и самобытного танцевального репертуара, подобного хоровому, трудно было и мечтать, потому что на огромном пространстве от Урала до Дальнего Востока тогда не было ни одного хореографа-фольклориста. И всё-таки мечталось именно об этом — чтобы не только песни, но и танцы несли в себе этнографические элементы местного танцевального фольклора, чтобы они были так же жизненно правдивы и создавали на сцене в тесном содружестве с песней яркие картины сибирского быта».
Приехав в Омск, Яков Коломейский сразу же включился в работу. На основе записей обрядов, собранных в фольклорно-этнографических экспедициях, услышанных от сибирских старожилов, он создал для Омского хора такие постановки, как «Крутинский перепляс», «Сибирская улочка», «Снежная баба», «Олень», «Огонёк», «Кедрач». Масштабные вокально-хореографические композиции Коломейского — «Масленица», «Крутись, веретёнце!», «Чай-чаёк», «Ах вы, сени», «Пимы», «Колокольчики», «Гармонь», «Край сибирский, богатырский» — стали визитной карточкой Омского русского народного хора, украшением его программ на долгие годы и вошли в «золотой фонд» коллектива.
По воспоминаниям ветеранов Омского хора, новые хореографические постановки рождались из реальной жизни, из увиденного и услышанного на деревенских посиделках, во время репетиций и творческих споров. Например, побывав в сельских районах Омской области, Яков Абрамович записал молодежную игру с платочком, через который парень должен был обязательно перепрыгнуть, чтобы подойти к девушке. В этой игре балетмейстер разглядел такие движения и эмоциональные краски, которые стали основой для непревзойденного по своей оригинальности танца «Чиж». Но благодаря фантазии постановщика веселящийся деревенский парень, прыгающий через платочек, превратился в парня-птицу, длинноногого, с негнущимися коленками, фанфаронистого и заносчивого.
В концертной программе «Крутись, веретёнце!», посвященной памяти Якова Коломейского, зрители увидят «Чижа» в исполнении молодых артистов. К столетию балетмейстера коллектив решил восстановить этот номер. А найденные в архиве плёнки 1954 года и их последующая оцифровка позволили Омскому хору восстановить ещё одну постановку Коломейского — вокально-хореографическую композицию «Воротница».