Яндекс.Метрика

18 сентября 2024Анонс

«Королевский подарок» к юбилею Омской филармонии

На день рождения принято дарить подарки. А подарки к юбилею — особенные, королевские. 18 сентября Омская филармония открывает юбилейный 85-й сезон — принимает поздравления и дарит слушателям великолепную музыку. В честь юбилея меломанов ждет «Королевский подарок» — грандиозный концерт Омского академического симфонического оркестра. На сцену Концертного зала в этот вечер также выйдут Барнаульский академический хор им. А. Б. Тарнецкого (художественный руководитель — Мария Тарасенко), Хор Омского музыкального училища им. В. Я. Шебалина (руководитель — Ирина Кирдяшкина), заслуженный артист России Александр Гончарук (художественное слово), пианистка Марина Костерина, а также солисты ведущих оперных театров нашей страны: София Бачаева (сопрано), Надежда Гончарук (меццо-сопрано), Дмитрий Воропаев (тенор), Вадим Кравец (бас-баритон). За дирижерским пультом — маэстро Дмитрий Васильев. Начало программы в 19:00.

Ликующий «Торжественный коронационный марш» П. И. Чайковского откроет концерт и сразу же погрузит в атмосферу праздника. Эта музыка была написана по случаю коронации российского императора Александра III и по праву считается королевской. «Торжественный коронационный марш» П. И. Чайковского, словно парадная преамбула, задает «имперскую» тему, которая пронизывает все три произведения в программе «Королевский подарок».

Большим сюрпризом для слушателей станет мировая премьера «Фантастической кантаты для чтеца, фортепиано и оркестра» Д. Кривицкого. Эта музыка, которую еще никто никогда не слышал, станет настоящим подарком для меломанов.

«Фантастическая кантата» была создана композитором Давидом Кривицким в 1984 году. В отличие от традиционного жанра кантаты в произведении нет голоса или хора, зато ключевую роль вместе с оркестром играют чтец и солирующее фортепиано. В основе кантаты — поэма «Струфиан» (1974) Давида Самойлова. Это ироничное, яркое и новаторское произведение, в котором рассказывается фантастическая версия похищения инопланетянами российского императора Александра I. Образность музыки определяет текст поэмы. В стилистике звучания кантаты отражаются и фантастические моменты, и русская романсовая лирика.

Продолжит программу знаменитая Девятая симфония Людвига ван Бетховена — величественный гимн человеку и человечеству, невероятный по исполнительскому масштабу и звуковой мощи. В ней композитор подводит итоги прошлого и устремляет взгляд в будущее. Как Прометей, подаривший людям огонь, своей музыкой Бетховен мечтает подарить миру радость и счастье.

Девятая симфония Бетховена — масштабное произведение, совершившее переворот в истории музыки. Бетховен стал первым, кто к оркестровому полотну добавил вокал, ранее не использовавшийся в симфониях, — большого состава хор и выразительные голоса четырех солистов: сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон. Девятая симфония крайне редко звучит со сцены в силу того, что для этого требуется большой состав участников и не каждый филармонический коллектив это может себе позволить. Ее исполнение — знаковое событие в искусстве, поистине королевский подарок для меломанов.

В финале Девятой симфонии звучит знаменитая ода «К радости» на слова Фридриха Шиллера. Стихотворение вдохновляло многих композиторов — Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, П. Масканьи. Наиболее оригинальным его воплощением в музыке неоспоримо является финал Девятой симфонии Л. Бетховена.

По мнению маэстро Дмитрия Васильева, между всеми тремя сочинениями, которые прозвучат в программе «Королевский подарок», существуют важные концептуальные связи. Сюжет «Фантастической кантаты» выстроен вокруг Александра I, а Девятая симфония посвящена королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III. Монархи были друзьями и политическими союзниками. Прусский король дважды приезжал в Россию в гости к российскому императору. Бетховена также многое связывало с Россией. Композитор посвящал свои произведения русским меценатам — графу Разумовскому и князю Голицыну, которые не только финансово поддерживали композитора, но и способствовали исполнению его музыки. Бетховен также написал три скрипичные сонаты для российского императора Александра I, который был скрипачом-любителем. В дни Венского конгресса Бетховен устроил бенефис, который посетили Александр I и его супруга. Композитор собирался посвятить Александру I Девятую симфонию, но этому помешала смерть императора.

Звуковая мощь, великолепие музыки, масштаб композиторских замыслов — все это делает предстоящий концерт настоящим «Королевским подарком» к новому юбилейному 85-му концертному сезону.