Вышли за рамки
 

13 марта в четвертый раз в Омске начался фестиваль, призванный знакомить слушателя со всем новым и прогрессивным, что происходит в мире современной музыки.

В этом году организаторы посчитали, что одной музыки будет мало. В итоге открытие 13 марта и закрытие фестиваля, которое состоится 28 марта, решили театрализовать, дав возможность музыкантам Омского симфонического оркестра попробовать себя еще и в роли актеров.
 
Современная музыка – явление непростое. Ее не так много нынче на концертных площадках. Причины разные – от финансовых до имиджевых: не каждый захочет рисковать, представляя то, что еще никто не слышал, и автора, который мало кому известен. Отсюда и одна из задач омского фестиваля – рискнуть и представить, несмотря ни на что. Иначе через несколько лет традиции классики просто не с чем будет связывать, поскольку современный этап развития музыки окажется потерян.
 
По реакции публики в Концертном зале, пришедшей послушать симфонические новинки, было очевидно: новый композиторский язык готовы воспринимать далеко не все. Но в этом и особенность авангарда: для признания должно пройти время, поскольку свое он заведомо опережает. В рамках фестиваля омская филармония приготовила три вечерних концерта и две программы для детей. В общей сложности фестиваль 2014 года – это 12 произведений 21 композитора из России, Великобритании, Израиля, США и Японии. При этом самому молодому автору всего 15 лет. Оркестровая сюита «Терешечка» композитора из Санкт-Петербурга Арсения Гусева вошла в детскую программу.
 

Театр как контекст

В качестве почетного гостя на фестиваль приехал главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. Он представил проект, созданный непосредственно по заказу издания. Это концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей», написанный в соавторстве десятью российскими композиторами. В исполнении Омского симфонического оркестра это сочинение прозвучало на открытии фестиваля. Каждый из участников проекта написал музыкальный фрагмент длительностью около двух минут, максимально выразив в нем свой стиль и личную философию. В итоге концерт показал разные тенденции в новой музыке и раскрыл феномен коллективного творчества, одного из самых актуальных способов создания музыки в современном искусстве.
 
Вторым сочинением, открывшим фестиваль, стал концерт-фантазия для флейты, оркестра, чтеца и детского оркестра «Повелитель крыс» Джона Корильяно. И вот тут-то и начался обещанный в рамках «нового формата» фестиваля театр.
 
– Музыка сама диктует нам использование различных средств выразительности. В основе «Повелителя крыс» – сказочный сюжет. Поэтому нам показалось, что для исполнения мало средств только музыкальных, недостаточно сыграть лишь написанное в партитуре. Необходимо, чтобы авангардная музыка воспринималась правильно, в нужном контексте. Его нам дала сама сказка, – пояснил художественный руководитель и главный дирижер Омского симфонического оркестра Дмитрий Васильев.
 
Так на сцене появился чтец, произносящий текст от автора, приглашенный из Москвы солист Максим Рубцов, исполнивший партию флейты и сыгравший роль музыканта, который спас город от крыс с помощью музыки. Так появились стилизованные крысиные «костюмы» для музыкантов оркестра, видеоряд с изображением города, пара мизансцен с участием музыкантов, солиста и нескольких десятков детей. Именно их, по сюжету, Максим Рубцов увел под звуки флейты из города в наказание жителям за то, что не выполнили обещание вознаградить его за изгнание крыс. На поклоне всех детей, в роли которых выступили ученики музыкальных школ города, честно «вернули» обратно.
 

Соло на электроальте под звуки танго

21 марта программа не обещает, в общем-то, ничего театрального – только музыка. Это концерт Родиона Щедрина для оркестра «Хороводы», концерт для гитары с оркестром «The Edge Of Dream» японского автора Тору Такемицу, сюита для гитары с оркестром Алексея Рыбникова «Путешествие во времени», сюита-посвящение Джону Леннону и Полу Маккартни Андрея Зеленского, а также мировая премьера сюиты для оркестра британца Филиппа Спретли «Cargoes». Но вот закрытие 28 марта вновь будет необычным.
 
– Прозвучит концерт для альта с оркестром «Viola Tango Rock» израильского композитора Беньямина Юсупова. В партитуре прописано, что солист играет на альте, электроальте, затем в какой-то момент оставляет инструмент и начинает танцевать танго, – слегка раскрыл интригу Дмитрий Васильев.
 
Сольную партию на электроальте и танцевальный этюд исполнит ученица Юрия Башмета Анна Серова.
 
Как заметил Андрей Устинов, фестивали новой музыки, подобные омскому, – нечастое явление в современном музыкальном мире. Москва, Санкт-Петербург, Астрахань – вот, пожалуй, почти все «точки». Но они как никогда нуждаются в поддержке.
 
– Мы хотим способствовать тому, чтобы не только старшее поколение, но и молодая аудитория врастала в музыкальное искусство, в классику, – резюмировал директор Омской филармонии Василий Евстратенко.
 
И в этом – тоже цель фестиваля. 
 
 
Автор: Валерия Калашникова
 
Московский комсомолец в Омске, № 12, 19.03.2014
Просим ввести дополнительные данные

Контактные данные нужны нам, чтобы оперативно связаться с Вами в случае:

  1. возникновения ошибки системы при бронировании и покупке билетов;
  2. необходимости подтверждения оплаты заказа;
  3. отмены или переноса концерта.
Яндекс.Метрика