Фестиваль Новой музыки

В 2008 году в Омске впервые состоялся Фестиваль Новой музыки — творческий форум, поддержанный на российском уровне Федеральным агентством по культуре и кинематографии, а на региональном – Правительством Омской области.

Замысел фестиваля принадлежит главному дирижеру Омского академического симфонического оркестра Дмитрию Васильеву. В его основе – желание продемонстрировать слушателям, что новая музыка – это творческие поиски, эксперименты и открытия, что новая музыка, безусловно, интересна, не только взрослым, но и детям.

В рамках первого фестиваля прошли три вечерних концерта и один симфонический утренник для родителей с детьми, которые познакомили омичей с последними тенденциями мировой симфонической музыки. На вечерних концертах прозвучали и произведения композиторов-новаторов: Александра Чайковского, Михаила Броннера, Ефрема Подгайца, Адама Клоцека, и композиторов-классиков: Игоря Стравинского, Джорджа Гершвина, Сергея Прокофьева, Тихона Хренникова.

Идея расширения симфонических горизонтов, поиск новых творческих форм и исполнительских решений в академической музыке нашли единомышленников, партнером Омской филармонии в организации Фестиваля Новой музыки стала Московская государственная академическая филармония. Именно это сотрудничество позволило сделать программу яркой и интересной. В рамках фестиваля состоялась беспрецедентная акция – концерт Объединенного оркестра Московской и Омской филармоний, в котором солировал выдающийся молодой пианист современности Денис Мацуев. Место за дирижерским пультом поочередно заняли главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев и главный дирижер и художественный руководитель Академического симфонического оркестра Московской филармонии, народный артист СССР, профессор Юрий Симонов. Партию балалайки в концерте «Время прощать» Михаила Броннера представил Андрей Горбачев, соло на альте в Концерте Ефрема Подгайца исполнил Михаил Березницкий, свои симфоджазовые сочинения презентовал омской публике польский виолончелист и композитор Адам Клоцек, а Тройной концерт Ефрема Подгайца был исполнен виртуозным трио «PIANO +». Но что особенно интересно и важно: программа фестиваля включала не только столичные и зарубежные новинки, в исполнении любимицы публики Светланы Бородиной прозвучали и романсы нашего земляка, талантливого пианиста и композитора Александра Болдырева, сам композитор исполнил партию фортепиано в оркестре.

Итоги первого фестиваля показали, что в культурной жизни омского региона есть место новой музыке, и следующий фестиваль уже стал событием ожидаемым.

Второй фестиваль, состоявшийся в 2010 году, подарил омичам последние симфонические новинки и мировые премьеры, ярчайшие сочинения современных композиторов, уже успевшие снискать известность в музыкальном мире, а также композиции из легендарных кинофильмов. Гостем фестиваля стал композитор Илья Хейфец, приехавший на мировую премьеру своей Симфонии № 2. Еще одна мировая премьера в рамках фестиваля — Концерт для кларнета с оркестром Толибхона Шахиди, в котором с Омским академическим симфоническим оркестром солировал лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии Игорь Федоров. Настоящим украшением фестивальной программы стала «Месса мира» для хора и оркестра Карла Дженкинса.

В завершении фестиваля прозвучали Литургия для альта с оркестром «Ветер скорби» Гии Канчели (партия альта – Алексей Людевиг) и киномузыка Эдуарда Артемьева, создавшего музыкальные темы для таких фильмов, как «Солярис», «Родня», «Сибирский цирюльник».
Фестиваль показал, что «новая музыка» — это не только тиражируемые эстрадные шлягеры, это гораздо более интересные последние тенденции академической музыки, творческие поиски серьезных композиторов, неожиданные музыкальные формы и исполнительские решения.

 

От классики к минимализму — именно так можно сформулировать главную идею Фестиваля Новой музыки-2012. В программу форума вошли 13 сочинений 11 авторов, это целый спектр музыкальных течений и направлений современности, эксперименты со звуком. Три музыкальных вечера подарили две мировые премьеры произведений отечественных авторов: Симфония № 21 «Град велий» Алемдара Караманова (1934–2007) и Концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 2010 году Ильей Хейфецем. Российскими премьерами стали три произведения американского писателя-минималиста Джона Адамса: фокстрот для оркестра «Chairman Dances» (1985), «Короткая поездка на скоростной машине» (1986) и «Lollapaloоza» (1995). В нашей стране эта музыка никогда не звучала, как и многое из наследия Адамса. Творчество минималистов в фестивальных концертах на этом не иссякло. В афише форума оно было представлено именем предшественника и соотечественника Адамса, одного из родоначальников минимализма Джона Милтона Кейджа (1912–1992). В программу фестиваля вошла его самая знаменитая пьеса, совершившая революцию в музыке, — «4`33``» («Четыре минуты тридцать три секунды»). Она написана в 1952 году для свободного инструментального состава.
 
Из современной зарубежной классики на фестивале прозвучали Симфония № 3 польского композитораКшиштофа Пендерецкого и Концерт № 2 для гитары с оркестром мексиканца Эдуардо Ангуло. Большое внимание Фестиваль Новой музыки-2012 уделил наследию российских авторов. Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева играли сочинения Софьи Губайдулиной, Валерия Кикты, Никиты Кошкина, Ольги Шайдуллинойи Павла Рукавицына.
 
Наряду с традиционными жанрами, симфониями и концертами для солирующих инструментов с оркестром слушателей ждали сочинения более свободных форм — симфоническая поэма и притча. Омичи познакомятся с музыкой к драматическому спектаклю — сюитой «Мокинпотт» (2010), принадлежащей перу победителя IV Всероссийского конкурса композиторов имени Андрея Петрова воронежского композитора Павла Рукавицына. Сразу два произведения, включенные в программу форума, обязаны своим рождением изобразительному искусству. Валерий Кикта написал своюсимфоническую поэму «Похищение Европы» (1990), вдохновившись знаменитой работой художника Валентина Серова. А симфоническая притча Ольги Шайдуллиной «Поцелуй Иуды»(2005) создана по мотивам загадочного рисунка Обри Бёрдсли.
 
Симфонический оркестр играл как в основном составе, так и увеличенном, чего требовали сочинения С. Губайдулиной, А. Караманова и В. Кикты. В числе участников фестиваля были три известных солиста из Москвы, не раз выступавшие в нашем городе, лауреаты международных конкурсов — пианист Василий Щербаков, альтист, заслуженный артист России Михаил Березницкий и гитарист Дмитрий Илларионов.

 

Просим ввести дополнительные данные

Контактные данные нужны нам, чтобы оперативно связаться с Вами в случае:

  1. возникновения ошибки системы при бронировании и покупке билетов;
  2. необходимости подтверждения оплаты заказа;
  3. отмены или переноса концерта.
Яндекс.Метрика