Исполнители

ОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Художественный руководитель и главный дирижер – ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ
Солист — АНДРЕЙ ЛОПАТИН, скрипка
Концерт ведет музыковед – заслуженный работник культуры России Ольга Бурик

Программа

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770-1827)
 
I отделение
Симфония № 8 фа мажор, ор. 93
Романс для скрипки с оркестром № 2 фа мажор, ор. 50
 
II отделение
Симфония № 5 до минор, ор. 67

Анонс

К 1812 году Бетховен, один из видных пианистов-виртуозов в Вене, почти прекратил свои выступления из-за прогрессирующей глухоты. Хотя летом 1812 года принял участие в благотворительном концерте в Карлсбаде, где сыграл вместе с французским скрипачом Пьером Роде свою Десятую скрипичную сонату. В том году он завершил работу над двумя симфониями – Седьмой и Восьмой. Восьмая среди всех симфоний Бетховена имеет свой неповторимый облик. В ней с юмором, с легкой насмешкой композитор, будто оглядываясь на пройденный путь в симфоническом жанре, посмеи¬вается над иллюзиями прошлого. 
Первая часть, с ее жизнерадостной энергией, словно возвращает к симфониям Йозефа Гайдна. Вторая имитирует размеренную ритмику раннеклассической инструментальной музыки. В третьей части – иронически-тяжеловесное преломление менуэта. А в четвертой композитор воспроизводит буффонность, характерную для многих инструментальных финалов XVIII столе¬тия.
 
Второй Романс для скрипки с оркестром Бетховена – одно из ранних его сочинений, написанное предположительно в 1798 году. Романс относится к тому счастливому периоду жизни композитора, когда он, молодой провинциал, недавно приехавший в Вену, сумел за короткий срок завоевать известность и славу.
 
Тема, начинающая Пятую симфонию Бетховена, проходит через все ее части, трансформируясь по мере развития музыки. В первой части она господствует почти безраздельно, во второй – ее глухое «постукивание» тревожно настораживает, в третьей звучит с новым ожесточением, и только в финале она появляется уже как воспоминание об отошедших в прошлое драматических событиях. Если верить одному из первых биографов Бетховена Антону Шиндлеру, то композитор как-то сказал об этой теме: «Так судьба стучится в дверь». Однако, многие исследователи жизни Бетховена подвергают сомнению свидетельство Шиндлера. А Густав Малер, знаток и выдающийся интерпретатор творчества Бетховена, заметил о первой части симфонии: «Слова, которые Бетховен будто бы сказал об этой части: "Так судьба стучится в дверь", далеко не исчерпывают для меня все ее огромное содержание. Скорее, он мог бы сказать о ней: "Это я"». Тем не менее, фраза стала неотделима от Пятой симфонии. Еще один биограф, музыковед Адольф Бернгард Маркс, в своей книге о Бетховене придумал афоризм, выражавший, как ему представлялось, самую суть Пятой симфонии: «От мрака к свету, через борьбу к победе!». Иногда этот афоризм приписывают самому Бетховену, но он таких слов никогда не произносил. Но биограф прав в том, что симфония действительно развивается от патетического Allegro к победоносному финалу. 
Симфония была написана в 1808 году и посвящена меценатам Бетховена – князю Лобковицу и графу Разумовскому, русскому посланнику в Вене. Первое исполнение состоялось в авторском концерте композитора в Театре Ан дер Вин 22 декабря 1808 года.

Продолжительность

2 отделения
1 ч. 40 мин.
 

 

27 февраля, суббота 19:00 Концертный зал

Этот концерт входит в абонемент

BEETHOVEN INTERNATIONAL

Рассказать друзьям о событии

* * *

АУК "ОМСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ" для сбора статистики использует подсистему «Цифровая культура». На основе этих данных мы делаем наш сайт лучше и эффективнее для пользователей. Вы можете отключить cookie в настройках безопасности вашего браузера. Обратите внимание, что в случае, если использование сайтом файлов cookie отключено, некоторые возможности и услуги сайта могут быть недоступны.
Просим ввести дополнительные данные

Контактные данные нужны нам, чтобы оперативно связаться с Вами в случае:

  1. возникновения ошибки системы при бронировании и покупке билетов;
  2. необходимости подтверждения оплаты заказа;
  3. отмены или переноса концерта.
Яндекс.Метрика